Курсовая подготовка педагогических и руководящих кадров в 2023, 2024 годах осуществлялась в соответствии с перспективным планом курсовой переподготовки и аттестации педагогических кадров ГБОУ «СШ №2 Г.КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО М.О.», сформированном на анализе потребности педагогических и руководящих работников школы в курсовой подготовке и современных требований, предъявляемых к учителю в связи с модернизацией образования.
Использовались различные формы и технологии повышения квалификации: дистанционное обучение, очно-заочное с ДОТ, заочное обучение.
Межкурсовая методическая поддержка педагогов школы осуществлялась через методическую поддержку, консультации и др.
Общая цель – удовлетворить образовательные потребности педагогических работников через курсы повышения квалификации.
Основные задачи:
-обеспечить своевременное прохождение курсов повышение квалификации всеми педагогическими работниками. Это позволяет поддерживать компетентность педагогических кадров на уровне современных требований;
-обеспечить возможность углубленного теоретического изучения конкретной темы;
-способствовать росту уровней профессиональной готовности и умения эффективно решать проблемы в образовательной практике.
План повышения квалификации педагогических работников на каждый год составляется на основе изучения потребностей педагогов, внимание уделяется не только текущему плану, но и перспективному планированию.
В 2023 году было заказано 15 единиц курсовой переподготовки (31%), из них по предметам учебного плана – 7 (14%), 8 (17%) – для учителей-
предметников общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и обучение по индивидуальному учебному плану детей с ОВЗ. Все педагоги успешно прошли предоставленные им курсы.
Дополнительно в 2023 году курсовую переподготовку прошли:
- в ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России»по теме «Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности»» - 19 педагогических работников (40%) (Бондаренко В.Л., Василина С.И., Белова А.Ю., Жданова Л.И., Карпова Я.В., Крамар Г.П., Кошуба М.С., Клявда А.В., Огула О.С., Покосова А.Н., Рукомойникова Е.А., Софенина А.Г., Сидоренко Л.В., Чумакова Г.В., Чудаева З.Б., Воробьева Е.А., Цюрмаста И.П., Брисова Н.К., Дорохина Е.В.).
- в ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», по теме «Создание образовательных слайдов для урока (обучение для ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей)» повышение квалификации прошли 3 педагога (6%) – Бондаренко ВЛ., Покосова А.Н., Бахтина Ю.А.
- в ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России» курсовую переподготовку прошли учителя начальной школы – 2 (4%) Кошуба М.С., Жимченко Е.С.
- в ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России», Бондаренко В.Л. прошла курсы заместителей директора по теме «Комфортная школа: основы проектирования образовательной среды в общеобразовательной организации».
Так же проходили педагоги обучение в негосударственном образовательном частном учреждении организации дополнительного профессионального образования «Актион –МЦФЭР», г.Москва; на сайте www.Единыйурок.онлайн; в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики» (г. Москва).
Итого в 2023 году повышением квалификации было охвачено 28 педагогических работников (58%).
На 2024 учебный год повышение квалификации на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий Республиканский институт развития образования» (ДРИРО) было заказано 26 (54%) педагогическим работникам. Из них:
- предметные курсы – 16 (31%) Бахтина Ю.А. (русский язык и литература), Бондаренко В.Л. (математика), Карпова Я.В. (русский язык и литература), Колодкина Т.П. (английский язык), Лысенко В.А. (английский язык), Рудакова Н.В. (английский язык), Цюпка О.А. (ОБЗР), Чудаева З.Б. (начальные классы),
Цюрмаста И.Н. (начальные классы), Сушкова Н.М. (начальные классы), Жимченко Е.С. (начальные классы), Чайка В.И. (физическая культура), Ломакина Е.Г. (труд (технология), Сидоренко Л.В. (биология), Жданова Л.И. (искусство), Туев Е.А. (искусство);
- для учителей-предметников общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и обучение по индивидуальному учебному плану детей с ОВЗ по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-предметников общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и обучение по индивидуальному учебному плану детей с ОВЗ» - 1 (2%) Дорохина Е.В.;
- для социальных педагогов по теме «Совершенствование профессиональной компетентности социального педагога и педагога-организатора в системе общего образования для социальных педагогов и педагогов-организаторов общеобразовательных организаций» - 1 (2%) Кудрич О.А.;
- подготовка экспертов и председателей территориальных предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации п образовательным программам основного общего образования – 4 (8%), из них по математике 2 (4%) Чумакова Г.В., Колесникова Н.В., по русскому языку 2 (4%) Карпова Я.В., Лысенко В.А.;
- наставничество молодых специалистов в образовательных организациях для педагогических работников образовательных организаций – 1 (2%) Карпова Я.В.;
- организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения – 2 (4%) Литвинова Т.О., Кудрич О.А.;
-для библиотекарей школ по теме «Современные подходы и новые формы работы библиотекаря образовательной организации для библиотекарей образовательных организаций» - 1 (2%) Борисова Н.К.
Кроме того, в ноябре 2024 года 47 педагогов школы (92%) прошли проверку знания требований охраны труда работников по программе «Оказание первой помощи пострадавшим» в объеме 16 часов согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Все 47 работников получили удостоверения о повышении квалификации.
Обучение на курсах способствует уровню профессионального мастерства педагогов школы.
Исходя из современных требований, определились основные пути развития профессионализма педагога:
1. Работа в школьных и муниципальных методических объединениях.
2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
3. Использование ИКТ и др.
Однако наблюдаются проблемные точки, которые должны стать отправными на пути развития системы образования в школе принципиально нового качества:
-отсутствие потребности в профессиональном развитии, в силу сложившихся стереотипов, педагоги становятся не восприимчивыми к нововведениям, имеют слабую мотивацию к профессиональному общению;
-нежелание принимать участие в конкурсах педагогического мастерства, публиковаться в СМИ. Данный факт объясняется отсутствием мотивации к данному виду деятельности, большой нагрузкой педагогов.
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.